В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ —технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки , игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах РТВ (развитие творческого воображения). Одно из направлений – использование изобразительной деятельности, как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. Использование лепки, аппликации, конструирования важно для начального моделирования каких-нибудь изобретений или ситуаций. Но для полного творческого раскрепощения детей необходимо стимулировать фантазию применительно к созиданию – это главное в тризовской педагогике.
Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.
«Что умеет делать?»
(игра на формирование умения выделять функции объекта)
Правила игры:
Объект отгадывается с помощью «Да- нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делают с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: что может слон?
Дети: слон умеет дышать, ходить, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей. Выступает в цирке, может жить в зоопарке.
Примечание: в качестве объекта можно взять любой: одушевлённый и неодушевлённый предмет.
«Раньше- позже»
(игра на определение развития объекта)
правило игры:
ведущий называет какую- либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после этого.
Ход игры:
Вед: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?
Дети: большая, крепкая…
Вед: а она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: её не было росли деревья.
Вед: а ещё раньше?
Дети: росли маленькие росточки.
Вед: а ещё раньше?
Дети: семена деревьев.
Вед: а что с ней будет потом?
Дети: она сгниёт, станет землёй.
Примечание: сначала надо детей научить играть в игру, а также у ребёнка должен быть достаточный объём знаний по заданной теме.
«Где живёт?»
(игра на вывление подсистемных связей)
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Вед: посмотрите, сколько здесь картинок, выбирайте себе по одной.
Где живёт медведь?
Дети: в лесу, в зоопарке.
Вед: а ещё?
Дети: в мультиках в сказках.
Вед: а где живёт собака?
Дети: в конуре, если она охраняет дом. В доме или прямо в квартире. А есть собаки, которые живут на улице они — бездомные.
«Хорошо — плохо»
(игра на объединение подсистемы и надсистемы объекта)
Правила игры: ведущий называет любой объект или явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо, почему?», «что-то плохо, почему?»- идут по цепочке.
Ход игры:
Ведущий: лиса- это хорошо. Почему?
Дети: она красивая, рыженькая, пушистая…
Ведущий: лиса- это плохо. Почему?
Дети: потому что, она ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков…
« На что похоже?»
(игра на сравнение систем)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Ход игры:
Ведущий: на что похожа колючка ежика?
Дети: на гвозди, на иголки, на булавки…
Примечание: похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме и надсистеме (по прошлому и будущему), по звуку по запаху, по цвету, по размеру форме материалу.
На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
«Один – много»
Цель: учить находить в предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Ход игры:
Ведущий: дети, сколько у меня расчёсок?
Дети: одна.
Ведущий: а чего в расчёске много?
Дети: зубчиков.
Аналогично: книга, ковёр, коробка, стол, дерево, дом, клубок, сугроб и т.д.
«Назови часть предмета»
Цель: учить детей «разбирать» любой объект на составляющие его части.
Ход игры: ведущий бросает кому-то из детей мяч и говорит слово (объект)-«дом».
Ребёнок поймав мячик, называет какую-то часть этого объекта : «крыша».
(крыльцо, окно, чердак, лестница…)
«Паровозик»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход игры: ведущий подбирает 4—5 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система.
Играющим детям раздаются карточки.
Ведущий- паровозик, дети – вагончики.
Например: «человек»
Вагончики: младенец, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик.
(поезд времени)
«Что это такое»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Ход игры: на доске или листе бумаги взрослый рисует какую-нибудь геометрическую фигуру или схематическое изображение. И спрашивает : «что это?» или «на что это похоже?»
Дети называют предмет , на который похоже это изображение.
Взрослый говорит : «нет, это не …» и дорисовывает ещё какие- либо части и опять спрашивает : «что это?». Даёт детям отрицательный ответ и дорисовывает ещё и т.д.
«Кто (что) такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновывать их два противоположных значения.
Ход игры: ведущий предлагает назвать объекты, у которых есть анатомические пары.
Например: что может быть горячим и холодным (два противоположных свойства) - утюг, чайник, плита, самовар, человек и т. д.
-лёгким и тяжёлым; - длинным и коротким;
- гибким и твёрдым; - гладким и шероховатым;
- мягким и твёрдым; - острым и тупым; и т. д.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ —технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки , игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах РТВ (развитие творческого воображения). Одно из направлений – использование изобразительной деятельности, как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. Использование лепки, аппликации, конструирования важно для начального моделирования каких-нибудь изобретений или ситуаций. Но для полного творческого раскрепощения детей необходимо стимулировать фантазию применительно к созиданию – это главное в тризовской педагогике.
Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.
«Что умеет делать?»
(игра на формирование умения выделять функции объекта)
Правила игры:
Объект отгадывается с помощью «Да- нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делают с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: что может слон?
Дети: слон умеет дышать, ходить, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей. Выступает в цирке, может жить в зоопарке.
Примечание: в качестве объекта можно взять любой: одушевлённый и неодушевлённый предмет.
«Раньше- позже»
(игра на определение развития объекта)
правило игры:
ведущий называет какую- либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после этого.
Ход игры:
Вед: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?
Дети: большая, крепкая…
Вед: а она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: её не было росли деревья.
Вед: а ещё раньше?
Дети: росли маленькие росточки.
Вед: а ещё раньше?
Дети: семена деревьев.
Вед: а что с ней будет потом?
Дети: она сгниёт, станет землёй.
Примечание: сначала надо детей научить играть в игру, а также у ребёнка должен быть достаточный объём знаний по заданной теме.
«Где живёт?»
(игра на вывление подсистемных связей)
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Вед: посмотрите, сколько здесь картинок, выбирайте себе по одной.
Где живёт медведь?
Дети: в лесу, в зоопарке.
Вед: а ещё?
Дети: в мультиках в сказках.
Вед: а где живёт собака?
Дети: в конуре, если она охраняет дом. В доме или прямо в квартире. А есть собаки, которые живут на улице они — бездомные.
«Хорошо — плохо»
(игра на объединение подсистемы и надсистемы объекта)
Правила игры: ведущий называет любой объект или явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо, почему?», «что-то плохо, почему?»- идут по цепочке.
Ход игры:
Ведущий: лиса- это хорошо. Почему?
Дети: она красивая, рыженькая, пушистая…
Ведущий: лиса- это плохо. Почему?
Дети: потому что, она ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков…
« На что похоже?»
(игра на сравнение систем)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Ход игры:
Ведущий: на что похожа колючка ежика?
Дети: на гвозди, на иголки, на булавки…
Примечание: похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме и надсистеме (по прошлому и будущему), по звуку по запаху, по цвету, по размеру форме материалу.
На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
«Один – много»
Цель: учить находить в предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Ход игры:
Ведущий: дети, сколько у меня расчёсок?
Дети: одна.
Ведущий: а чего в расчёске много?
Дети: зубчиков.
Аналогично: книга, ковёр, коробка, стол, дерево, дом, клубок, сугроб и т.д.
«Назови часть предмета»
Цель: учить детей «разбирать» любой объект на составляющие его части.
Ход игры: ведущий бросает кому-то из детей мяч и говорит слово (объект)-«дом».
Ребёнок поймав мячик, называет какую-то часть этого объекта : «крыша».
(крыльцо, окно, чердак, лестница…)
«Паровозик»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход игры: ведущий подбирает 4—5 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система.
Играющим детям раздаются карточки.
Ведущий- паровозик, дети – вагончики.
Например: «человек»
Вагончики: младенец, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик.
(поезд времени)
«Что это такое»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Ход игры: на доске или листе бумаги взрослый рисует какую-нибудь геометрическую фигуру или схематическое изображение. И спрашивает : «что это?» или «на что это похоже?»
Дети называют предмет , на который похоже это изображение.
Взрослый говорит : «нет, это не …» и дорисовывает ещё какие- либо части и опять спрашивает : «что это?». Даёт детям отрицательный ответ и дорисовывает ещё и т.д.
«Кто (что) такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновывать их два противоположных значения.
Ход игры: ведущий предлагает назвать объекты, у которых есть анатомические пары.
Например: что может быть горячим и холодным (два противоположных свойства) - утюг, чайник, плита, самовар, человек и т. д.
-лёгким и тяжёлым; - длинным и коротким;
- гибким и твёрдым; - гладким и шероховатым;
- мягким и твёрдым; - острым и тупым; и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий